Фортепианная музыка Фредерика Шопена считается самой оригинальной и значительной работой девятнадцатого столетия. С Шопеном мы оставляем мир фортепьяно восемнадцатого столетия полностью и входим в новое царство идиоматического письма, которое непосредственно выросло из техники инструмента и его развития, что привело его близко к нашему современному инструменту по звучанию.
Как ни странно, Шопен не особо интересовался музыкой его прославленных современников даже при том, что многие из них были его друзьями или знакомыми. Шуман, который был экстравагантен в своих похвалах Шопену, в его представлении для Германии, был слишком особенным. Берлиоз и Мендельсон не интересовали его, а Лист был часто вульгарен. Героями Шопена были Бах и Моцарт. Суть классической пропорции и элегантности, объединенной с любовью к оперному пению бельканто и его польским наследием формирует основную эстетику Шопена. Польский экспатриант, который провел большую часть своей творческой жизни в Париже стал первым композитором националистом.
Шопен родился в 1810 году в Польше у отца француза и матери польки. Начиная с 1822 года, он изучал гармонию и полифонию в Варшавской Консерватории с Джозефом Элснером, который поощрял его увлечение Бахом. В девятнадцать лет он написал свой небольшой концерт для фортепьяно фа мажор и отыграл два концерта в Вене. После многих иностранных концертов в течение 1829 и 1830 годов, он прибыл в Париж в 1831 году, где и остался до его смерти в 1849 году.
Париж был большим культурным центром в это время и домом многих художников самого высокого калибра. Среди авторов там проживали Гюго, Бальзак, Санд и Гейне. Великие живописцы времени - Делакруа (автор самого известного портрета Шопена) и Ингрес тоже жили там, как и многие великие композиторы, включая Листа, Россини, Берлиоза и пианистов Колкбреннера, Талберга и Гарца. Дебютный концерт Шопена широко обсуждался в городе.
Через своих аристократических польских друзей Шопен знал влиятельных Ротшильдов и скоро мог организовать обучающую студию, которая была его первичной поддержкой и позволила ему жить в элегантном стиле большую часть его короткой жизни. Его концертная деятельность стала менее частой, и была ограничена полуобщественным миром гостиной.
"Я имею свое место среди послов, принцев, министров. Я не знаю каким чудом это появилось ..., но сегодня такие вещи обязательны для меня... Сегодня я должен дать пять уроков. Вы думаете, что я делаю состояние - но мой кабриолет и белые перчатки стоят больше этого..." Шопен был очень скромным и стеснительным и потому смотрел в окно, в то время, как его ученики клали их оплату за урок на каминную полку.
Несмотря на то, что Шопен был своего рода денди и скромником, он очевидно имел совершенно здоровый интерес к противоположному полу и активно хотя и осторожно впускал социальную жизнь в свой круг. Эта рукопись жизни, написанная Шопеном, резко изменилась в двадцать шесть лет когда Лист представил его тридцатидвухлетней Жорж Санд (литературный псевдоним Авроры Дюдеван). Санд была известна не только ее творчеством, но и манерой носить мужскую одежду, курить сигары и ее общим пренебрежением правилам поведения.
Сначала Шопен был более потрясен, чем увлечен Жорж Санд, и их отношения развивались медленно. К 1838 году они уже жили вместе и в 1839-9 годах они предприняли свое известное путешествие на Майорку, где провели всю зиму. Шопен написал там многие из своих 24 Прелюдий. Но то, что должно было быть идиллией, стало бедствием, поскольку там постоянно шел дождь, и уже без того слабые легкие Шопена ужасно отреагировали на такую погоду. Он в конечном счете умер бы от туберкулеза.
Шопен и Санд остались вместе до 1847 года. В Париже они жили в смежных зданиях, и проводили лето в доме Санд в Ноханте, где Санд очевидно относилась ко все более и более хилому Шопену по-матерински, а он в это время написал самую большую часть его музыки. Семейные недоразумения с вовлечением детей Санд в конечном счете привели к их разрыву. Шопен прожил после этого только год.
После возвращения из угнетающей поездки в Англию, Шопен был настолько слаб, что он не мог ни преподавать, ни сочинять. Его сестра приехала из Варшавы, чтобы ухаживать за ним в заключительной стадии его болезни, и игнорировала желание Жорж Санд видеть его. Вместо этого дочь Санд Соланж была рядом, когда он умер утром от 17 октября 1849 года.
Шопен уже 1831 году выражал свое "возможно слишком смелое, но благородное желание и намерение создать непосредственно новый мир". И так он и сделал. В музыке Шопена есть благородство, которое является поочередно то поэтическим, то гордым, то неповинующимся, то изящным и героическим. И это был действительно новый мир, как никакой другой. Шуман описал музыку Шопена как "орудие, похороненное в цветах".
Гармонический язык Шопена также очень оригинален. Сложная яркая гармония смешивается со звуками народной музыки. Собрание пятидесяти пяти мазурок - это микромир его стиля, и в виде повторения единственной танцевальной формы имеет кое-какую схожесть с Хорошо Темперированным Клавиром .
Шопен был вероятно одним из самых больших и наиболее утонченных пианистов в истории. Его обучение следовало традициям Моцарта - игры вовремя с левой рукой и свободно правой. Использование Шопеном штриха rubato («свободно») , должно быть, было чудом тонкости и вкуса. Его сложные и виртуозные украшения никогда не показывались ради самих себя, и их нужно всегда рассматриваться поэтически. Открытие Шопеном потенциала фортепьяно, вмещающего полный и поэтический мир музыки и красок установило определенный стандарт для фортепьяно.
Только Дебюсси, Прокофьев и Барток наконец-то сделали отход от доминирующего стандарта Шопена.