Принимая во внимание, что Бетховен был первым композитором, который утвердился, как независимый от ограничений аристократии деятель18-го столетия, Франц Питер Шуберт, родившийся на поколение позже в 1797 году, был возможно первым богемцем. Сын школьного учителя Франц Шуберт считал себя пригодным только для композиторской деятельности, и вел скромное существование с поддержкой прежде всего своих друзей, спокойно реконструировав искусство за свои короткие тридцать один год на земле. Это первый из великих венских композиторов, который фактически родился и жил в Вене, но был едва известен в городе, который был без ума от Россини и других более ярких форм развлечений.
Романсы Шуберта насчитывают более чем 600 работ и имеют широкий диапазон от его самых ранних шедевров, таких как Gretchen am Spinnrad и Die Erlkonig до унылого Wintereisse в его последний год жизни, и можно сказать, что немецкие песни проникли в большую часть музыки Шуберта. В инструментальных работах, таких как пятнадцать сонат для фортепьяно, неспешная мелодия часто является таким содержанием, которое весьма отличается от содержательных ядер, имеющих отношение к Бетховену. Но тот Шуберт, который поклонялся Бетховену и жил в его тени, решительно мог так изменить свой собственный жизненный путь, что умер всего спустя один год после своего идола.
Если Бетховен - в конечном счете классический композитор, то Шуберт действительно прокладывает путь к полному расцвету Романтизма с его лирическими подобными песням темами, которые развиваются непоследовательно и эпизодически. В то время как классическая соната непреклонно движется к напряженной кульминации и доминантной гармонии, Шуберт расширяет свои формы с тенденцией к движению в направлении к субдоминантным гармоническим областям. Шуберт расширил смысл музыкального времени своей "небесной длиной" и он - также был одним из первых композиторов, которые полностью исследовали возможности лирической миниатюры. Impromptus , Moment Musicaux и много маленьких танцев для фортепьяно достигли большей популярности, чем его экспансивные сонаты.
Шуберт, который известен как один из самых больших мелодистов, был также мастером чуда гармонии, создавая захватывающие дух сюрпризы с образной перегармонизацией отдельных нот. В первой части большого Струнного квинтета до мажор, доминантная нота соль достигается на пороге новой второй темы. Вместо того, чтобы начаться в соль мажоре, музыка плавно уходит вниз, чтобы обосноваться в волшебной тональности ми бемоль мажор, и теперь нота соль трактуется, как третья нота из аккорда Eb . С Шубертом мы имеем полную реализацию идеи перехода из тональности до мажор в до мажор-минор. Таким образом, мир полон неожиданных, но неизбежных гармонических отношений, и частое изменение тональности от мажора к минору и наоборот - частично является тем, что дает Шуберту его характерную сладко-горькость.
В лице Шуберта мы видим первое ясное описание Романтичного идеала поэта-музыканта и одинокого странника. Этот причудливый образ вырос на почве немецкой поэзии, в которую погружены все песни Шуберта и что также населяет его инструментальную музыку, такую как Первая Импровизированная и 9-я Симфонии. В симфонии мелодия валторны во вступлении и контрастный уединенный голос гобоя на фоне полного оркестра, интерпретируют голос хрупкого поэта, скитающемуся в большом мире. Одинокий странник Шуберта все еще отзывается эхом в страннике Малера в конце столетия.
Шуберт оставил больше незаконченной музыки чем любой другой великий композитор. В дополнение к известной Незаконченной Симфонии есть великолепные основания незаконченных струнных квартетов и сонат. Из всех великих композиторов, мы возможно меньше всего знаем о Шуберте. Он был всегда бедным и не светским и полагался только на поддержку своего круга друзей. Многие шедевры были исполнены только на мероприятиях для среднего класса, упоминавшихся, как Шубертиады в его кругах. На известных гравюрах, мы видим Шуберта за фортепьяно, играющим танцевальную музыку для удовольствия веселящихся.
При всем своем богемном образе жизни, Шуберт, как известно, вставал очень рано и сочинял каждый день по крайней мере до полудня перед встречей со своими друзьями в Красном Еже. Даже в компании его способность исчезать в глубинах подсознания была известна. Любовная жизнь Шуберта также таинственна, но он вероятно получил сифилис от девушки служанки, когда преподавал девочкам Esterhazy однажды летом в их имении. Повторение этих симптомов вынудило доктора иронически порекомендовать ему остаться со своим братом в новом предместье Вены, где нехватка хорошей канализации приводила к уменьшению сыпного тифа.
Перед смертью Шуберта он дал один общественный музыкальный концерт. За доходы Шуберт купил билеты для своих друзей, чтобы увидеть Паганини несколько дней спустя. Концерт включал премьеру одного из фортепианных трио, последних струнных квартетов и посмертных фортепианных сонат . В этой музыке Шуберт предлагает нам мудрость человечества и мира, которую трудно объяснить будучи настолько молодым. Зловещие трели под ангельской темой Сонаты для фортепьяно #21 в си бемоль мажоре неизбежно кажутся автобиографическими. Шуберт навсегда будет одним из самых излюбленных композиторов, поскольку, в то время как он погружает нас своей музыкой в темную пустоту, он тут же обнимает нас и утешает нас с нежнейшей любовью и пониманием.