Незабываемые мелодии, яркая насыщенность и свободная эмоциональность Петра Ильича Чайковского долго делали его одним из наиболее широко известных композиторов. Эти же самые качества также возможно сделали более тяжелой оценку новой музыки Чайковского для некоторых критиков и профессионалов. Сущность Чайковского проявлялась в разных вариантах идеализированного мира сказочного классического балета, и этот красочный и драматический дух проник в большую часть его музыки, включая большие симфонии.
Семья Чайковского
Петр Ильич Чайковский родился в семье среднего класса в Воткинске, России в 1840 году. Шуман, как композитор, имел сильное влияние на него, Чайковский прилежно изучил юриспруденцию, до выполнения своего истинного признания - поступления в санкт-петербургскую Консерваторию, где он учился с 1863 до 1865 год. Среди его преподавателей был Антон Рабинштейн, с которым он изучал композицию. В 1866 году он уехал в Москву, чтобы стать профессором гармонии в новой консерватории, возглавляемой Николаем Рабинштейном (братом Антона). За первые два года, он написал свою первую симфонию (Зимние Грезы) и первую оперу (Воевода).
В консерватории Чайковский познакомился с группой российских композиторов, возглавляемых Римским-Корсаковым и Балакиревым, националистические страсти которых вдохновили его вторую симфонию (Маленький русский). Чайковский был позже отстранен из этой группы, потому что был космополитом и «не достаточно русским». Фактически, музыка Чайковского, в то время как все же была очень русской, также была наполнена любовью к Моцарту и другим западноевропейским влияниям, особенно французской музыкой Бизе и Сен-Санса. Стравинский написал об этом- "музыка Чайковского, которая не кажется истинно российской каждому, все же чаще всего даже более русская, чем музыка, которой давно присвоили ярлык русского колорита. Эта музыка – как русский язык, как стихи Пушкина или песни Глинки... Чайковский подсознательно вытащил истинные, настоящие источники нашей национальности"
С 1869 по 1876 год, Чайковский написал еще три оперы и Концерт для Фортепьяно №1 в Си бемоль мажоре. Он также был музыкальным критиком в "Российских ведомостях" и потому его отправили на первый Байрейтский фестиваль в 1876 году, хотя музыка Вагнера не значила для него ничего. Как в прочем и Брамса. "Меня возмущает, что эти самонадеянные посредственности признаны Консерваторией Москвы гениями". Относительно Бетховена, "я признаю величие некоторых его работ, но не люблю его." Моцарт однако же был для него "музыкальным Христом". Тем временем фортепианный концерт, дирижируемый Ван Балоу в Бостоне, был негативно оценен уничтожающей критикой Николая Рабинстейна. Обзоры назвали его "чрезвычайно трудным, странным и диким ультрароссийским концертом", и спрашивали "сможем ли мы когда-либо научиться любить такую музыку?"
В 1877 году Чайковский сделал большую ошибку, женившись на одной из своих учениц, Антонине Ивановне Милюковой. Чайковский был гиперэмоциональным, несчастным и скрытным гомосексуалистом, надеющимся на то, что его брак со студенткой будет правильным решением его тяжелого положения. К сожалению, он выбрал женщину, которая была не только яркой внешне, но и темпераментной нимфоманкой. Брак продлился девять недель, достигнув своей высшей точки в момент попытки Чайковского покончить с собой, бросившись в реку и заработав пневмонию. Его брат Модест, также гомосексуалист, спас его и забрал в Санкт-Петербург, где Чайковский перенес нервный срыв.
Приблизительно в это же время Чайковский завязал отношения с богатой вдовой, Надеждой фон Мека, которая стала его покровительницей в течение следующих четырнадцати лет. Ей было сорок шесть лет, и она была матерью семерых детей. Она предложила субсидировать Чайковского с условием, что они никогда не встретятся. В течение их пространной корреспонденции она написала, "... Я боюсь нашего знакомства. Я предпочитаю думать о Вас издалека, слышать, что Вы говорите в вашей музыке и разделять ваши чувства через нее". Это, конечно, было прекрасной ситуацией для болезненно застенчивого композитора, который отвечал на ее письма "Вы боитесь, что не сможете найти во мне все те качества, которыми ваше идеализированное воображение наделило меня". Когда они однажды встретились лицом к лицу на концерте, они ни словом не обмолвились, а только отвернулись в смущении.
Эти необычные отношения наряду с увеличением гонораров позволили Чайковскому бросить репетиторство и жить удобной жизнью, переполненной различными загородными домами. Его экстравагантный образ жизни не освобождал его от эмоциональных проблем, и он продолжал страдать от головных болей, часто плакал и слишком много пил. В своем дневнике он написал, "говорят, что злоупотребить алкоголем вредно. Я с готовностью соглашаюсь с этим. Но, однако, я, больной человек, полный неврозов, и потому абсолютно не могу обойтись без алкогольного яда".
Когда Надя внезапно закончила их отношения в 1890 году из-за своих собственных опасений банкротства, Чайковский был опустошен. Она отказывалась отвечать на его письма, и, следовательно, вся его вера в человечество была сломлена. Неизвестная Чайковскому Надя страдала от ее собственного умственного помешательства.
Чайковский уехал в Нью-Йорк в 1891 году, чтобы участвовать в церемонии открытия Карнеги Холла. Америка очаровала его, но он написал, "я наслаждаюсь всем этим, как человек, сидящий за столом с чудесами кулинарии, лишенным аппетита". В 1892 году он услышал, что Малер поставил его оперу по Пушкину "Евгений Онегин" в Гамбурге.
Возвращение в Россию
Возвратившись в Россию, Чайковский написал балет «Щелкунчик», закончив его в 1892 году, и начал работу над своей прагматичной Шестой Симфонией, в конечном счете, названной "Патетическая", в которую он вложил душу. В течение недели после премьеры в Санкт-Петербурге в 1893 году, он умер. Возможно от холеры, обусловленной питьем сырой воды. Есть также некоторые версии, полагающие, что Чайковского отравили, чтобы предотвратить открытие гомосексуального скандала, вовлекающего аристократию.
Эмоциональная насыщенность в музыке Чайковского стоит на переднем плане, но в отличие от некоторых его российских современников, он изо всех сил пытался сознательно найти очень ясные формы для своих мыслей. Заключительные три симфонии (Симфония Номер 4, Симфония Номер 5) - явились окончательным успехом этого поиска, достигающим высшей точки в блестящем и неординарном решении окончания шестой симфонии широкой и медленной частью, которая гасит всю энергию блестящей предыдущей маршевой части.
Чайковский, наряду с Брамсом, является вероятно наиболее значимым композитором конца 19-го столетия. Кроме симфоний и оркестровых фаворитов, таких как различные концерты для фортепьяно, скрипки (концерт для скрипки: 1-я часть) и виолончели (Вариации Рококо), есть также "Ромео и Джульетта" (Увертюра), "Увертюра 1812," и "Итальянское Каприччио".
"Евгений Онегин" и "Пиковая Дама" регулярно ставятся в оперных театрах, а балеты "Спящая Красавица", "Лебединое Озеро" и "Щелкунчик" являются мировой частью культуры.