(родился в Гамбурге, 7 мая 1833г.; умер в Вене, 3 апреля 1897г.).

Брамс изучал фортепьяно с семилетнего возраста, а теорию и композицию (с Эдуардом Марксзеном) с 13 лет, приобретая опыт как аранжировщик для легкого оркестра своего отца, постигая популярный alla zingarese стиль, связанный с венгерской народной музыкой. В 1853 году в туре с венгерским скрипачом Ремением, он встретил Джозефа Йоахима и Листа; Йоахим, который стал его другом на всю жизнь, устроил ему встречу с Робертом Шуманном. Артистическое родство Брамса с Робертом Шуманном и его глубокая романтичная страсть (позже перешедшей в почитание) к Кларе Шуманн, которая была его старше на 15 лет, никогда не оставляли его. После нескольких лет работы в Дюсельдорфе в Detmold , он осел в Гамбурге в 1859 году, чтобы дирижировать женский хор. Хотя, хорошо известный, как пианист, он имел проблемы с признанием, как композитор, в значительной степени вследствие его откровенной оппозиции - подтвержденной на его Концерте Ре минор для Фортепьяно op.15 - эстетическими принципами Листа и Новой Немецкой Школы. Но его надежды на официальный пост дирижера в Гамбурге (никогда не сбывшиеся) не укрепились его возрастающим творческими усилиями, двумя оркестровыми серенадами - Вариациями на тему Генделя для фортепьяно и ранних фортепианных квартетов. Он наконец-то заслужил признание и получил место 1863-64 годах дирижера Венской Академии Вокального Искусства, концентрирующейся на исторический и современных а капелльных работах. В это время Брамс познакомился с Вагнером, но из-за их противоположных позиций и мнений дружба у них не завязалась. Помимо исполнения концертов своей собственной музыки, он ездил в туры по северной и центральной Европе и начал преподавать фортепьяно. В 1868 году он надолго обосновался в Вене.

Убеждение Брамса о занятии официального положения (связанное с его мнением о понятии социальной респектабельности) было снова встречено ответом объединения дирижеров из Венского Концертного Общества ( Gesellschaftskonzerte ). Но практическая потребность в работе находились в противоречии с его еще более интенсивным стремлением заниматься композиторской деятельностью. Немецкий Реквием (первое представление - 1869 год) и Хорал Святого Антония (в 1873 году) были восторженно встречены публикой, принеся ему международную славу и финансовую независимость. Почести дома и за границей стимулировались потоком шедевров, включая Первую (1876 год) и Вторую (1877 год) Симфонии, Концерт для Скрипки (1878 год), пьесы opp.69-72 и Трио до мажор. В 1881 году Ханс фон Бюлов стал неоценимым коллегой и сторонником Брамса, 'предоставляя' ему прекрасный оркестр двора Майнинген, чтобы репетировать свои новые работы, особенно Четвертую Симфонию (1885 год). На своем любимом летнем курорте он написал ряд важных камерных работ. К 1890 году он решил прекратить заниматься композиторской деятельностью, но все же произвел в 1891-94 годах некоторые из своих лучших инструментальных вещей, вдохновленных кларнетистом Ричардом Мюльфельдом. Вскоре после смерти Клары Шуманн в 1896 году он умер от рака в возрасте 63 года и был похоронен в Вене.

Очень сдержанный, логичный и прилежный, Брамс любил использовать напряженные мотивы в своей музыке, хотя он использовал свободно различные жанры. В фортепианной музыке, например, которая хронологически сопровождает его вокальные произведения, разделительные линии между балладами и рапсодиями, и каприччио и интермедиями, являются неопределенными. Эти термины относятся больше к выразительному характеру, чем к музыкальной форме.

Источник: class-music.ru